Роли, которые мы играем
Доминирование и подчинение, безграничное доверие и взаимопонимание… Обычно именно такие термины используют авторы книг и коучи тренингов для конников. Каждый из нас пытается выстроить взаимоотношения с лошадью, чаще всего проецируя свой человеческий опыт на эти отношения: для некоторых лошадь – это ребенок, которому потакаем и которого балуем, для кого-то друг, товарищ в играх или спорте, для кого-то подчиненный, на котором реализуем скрытые комплексы «знай своё место, животное». Чаще всего мы на даём себе труда задуматься ни о глубоко заложенных инстинктах животного, ни о его стадной природе. А ведь для вашей лошади люди как круг общения – её табун, в котором она, повинуясь инстинктам, будет выстраивать чёткую иерархию.
Я всегда с большим интересом наблюдала общение лошадей друг с другом. Это позволило мне сделать некоторые выводы, которыми хочу сегодня поделиться с вами.
Опишу в общих чертах структуру табуна. Главные роли занимают доминантная кобыла, которая идет впереди табуна, находя воду и пищу, и косячный жеребец, защищающий табун от хищников и других жеребцов и подгоняющий отставших членов табуна, он следует всегда позади. Остальные лошади занимают промежуточное положение и устанавливают иерархию между собой. Место лошади в иерархии табуна легко определить, наблюдая, кто подходит к воде и еде первым, а кто последним.
В условиях конюшенного содержания количество особей ограничено, однако распределение ролей так же жёстко регламентировано. Например, в компании из мерина и нескольких кобыл, именно мерин может взять на себя роль и косячного жеребца и доминантной кобылы, т.е. и находить ресурсы, и защищать. При отсутствии мерина или жеребца, эту же роль может исполнять кобыла. Важно заметить, что табун – динамическая система, т.е. роли лидера и подчинённого и не закреплены навечно, новичок в табуне будет «испытывать на прочность» вожака и искать совё место в табели о рангах данного сообщества.
Теперь, глядя на структуру табуна, нам нужно найти в нём место для человека. Проанализируем наиболее типичные связи человек/лошадь, отождествляя их со строением табуна.
Помню историю, впечатлившую меня много-много лет назад, когда мои познания о психологии лошадей были весьма скудными. Девушку, катавшую отдыхающих в парке её мерин страстно защищал, оттесняя могучим корпусом не только других коней, но и от людей. Это всех умиляло, мы хватались за сердце и ворковали о великой любви и преданности коня. Анализируя ситуацию сейчас, могу сказать, что в тех отношениях конь занимал лидирующую позицию, хозяйка выступала в роли подчинённой из табуна, за которую «несёт ответственность» доминантный конь, выступая в роли защитника. Сегодня я очень сомневаюсь в правильности построения их отношений.
Другая модель взаимодействия, весьма распространённая среди юных хозяек, лошадь – моё неразумное дитя. Самоназванная мать получает в награду избалованного ребёнка в полтонны: кусающегося, толкающегося, лягающегося и игнорирующего её. Лошадь, ощущая себя лидером в мини-сообществе, хозяйку воспринимает как низшую по рангу и ведёт себя соответственно.
Следующая роль, которую играют люди, это властный, авторитарный начальник», требующий слепого подчинения. Человек желает самоутверждаться за счет лошадей, иногда даже не отдавая себе отчета в этом. Подчинить большое, красивое, свободолюбивое животное – что может сильнее греть болезненное самолюбие? В восприятии лошади такой человек, безусловно, займёт роль жеребца-агрессора, и лошадь подчинится силе, однако о мотивации к общению следует забыть, лошадь будет стараться «слинять» при первой же возможности. При такой модели будьте готовы к тому, что вы вечно будете ловить удирающую от вас лошадь и работать с ней исключительно на веревке.
Еще бывает роль друга задушевного. Человек относится к лошади, как к собаке, ожидает от нее собачьего поведения: вместе гуляем, играем, я тебя кормлю, ты во мне души не чаешь… мир-дружба-жвачка. У лошадей в табуне есть друзья по играм, именно с которыми лошади комфортно. Однако не обольщайтесь: иерархия табуна никуда не делась, даже в игре есть ведомый и ведущий.
Думаю, такой тип отношений имеет место быть, если у вас имеется идеализированное желание построить демократию. Но будьте готовы к проблемам с дисциплиной: вы будете зависеть от настроения лошади, она не будет искать защиты у вас. Рано или поздно лошадь закрепит за собой роль лидирующего в отношениях, и мы получим модель №1 или № 2.
Оптимальная для меня модель отношений (экстраполируя на человеческое общество) – «любимый руководитель». По терминологии лошадиного табуна, хозяин – это доминантная кобыла с функциями косячного жеребца. Т.е. и цели задачи определит, и защитит от врагов, при этом уважение и подчинение ему не ставятся под сомнение. И здесь важно отметить ещё один очень важный признак доминантной лошади в табуне. Это совсем не обязательно самая сильная или крупная лошадь, и уж совершенно точно, не агрессивная. Скорее, самая опытная и мудрая, обладающая навыками ясно и быстро донести информацию до всех членов лошадиного коллектива, способная принимать решение. Следовательно, по законам звериного мира, животное, не «дотягивающего» до роли лидера, охотно подчиняется, комфортно себя при этом чувствуя.
Поэтому-то так важно понимать алгоритм устройства табуна, психологию лошади. Безусловно, каждый конник выберет удобные, приемлемые для себя поведенческие роли.